Помните, навык обороны – это всегда именно навык, который нарабатывается, также, как и педагогические навыки и любые другие. Необходимо иметь четкий план действий при возникновении различных экстремальных ситуаций, который надо знать, как таблицу умножения. Понятно, что не все ситуации можно предвидеть, но большинство из них развиваются по одному сценарию. И если у вас есть сложившееся видение, как необходимо действовать, в нужный момент память подскажет, и вы сможете максимально нивелировать возникшую ситуацию.
Безопасность – это состояние защищенности от внешних и внутренних угроз.
Ест внешний периметр безопасности в школе – ограда, охрана, наличие пожарной сигнализации. За это отвечает руководство школы.
Задача учителя – замечать и реагировать на любые случаи, которые могут нарушить безопасность как учителей, так и детей, и родителей внутри школы. Если вам сообщили, что кто-то из детей приносит в школу запрещенные предметы, оружие, которое может стать угрозой безопасности – необходимо изъять эти предметы, при невозможности сделать это самостоятельно – обратиться за помощью к руководству школы.
Сейчас практически у всех классов есть группы в социальных сетях. Как бы вам не хотелось, но и дети присутствуют в этих социальных сетях, и ваша задача, вместе с родителями, постараться максимально контролировать, в каких группах состоят дети. По статистике, большинство случаев, которые происходят при нападении с участием детей – почерпнуты ими из интернета.
Что делать, если возникла ситуация с захватом заложников? В первую очередь, учителю важно погасить страх и активность детей. Во-вторых, выступить переговорщиком, вспомните все свои навыки и постарайтесь начать спокойно разговаривать с захватчиком. При переговорах лучше постараться занять равную позицию. Как минимум, ведение переговоров поможет протянуть время, как максимум – спасти жизнь вам и детям. Старайтесь не спровоцировать преступника на активные действия.
Если настал момент активной обороны, учитель должен постараться дать ассиметричный ответ – постараться заблокировать возможность прямого контакта – выставить перед собой стул, подвинуть стол, все, что попадется под руку и может защитить вас.
Помните, большая часть случаев решается путем переговоров, вы – учитель, у вас есть педагогические и психологические навыки, полученные в учебном заведении и наработанные за время преподавания.
И всеми возможными способами постараться сообщить о возникшей ситуации. Вы и ваши дети в этот момент нуждаетесь в помощи. Никто из нас не всесилен, и надеяться только на себя в экстремальной ситуации не стоит. Однако отстраняться от действительности, в которой мы находимся не стоит.
Учитель также должен дать начальные знания и алгоритмы поведения в экстремальных ситуациях для учеников.
Проект «Школа безопасности» является победителем конкурса социальных проектов «Прикамский витамин» в 2018 году.